Казахстан, г.Алматы, Площадь Республики, 4

Тезисы августовской конференции 2013 года.

 

Я рад встрече с Вами на сегодняшнем августовском совещании педагогов. Такие встречи, проводимые в преддверии нового учебного года - давно сложившаяся традиция и, мы думаем, что все учителя ждут их, надеясь получить ответы на многие вопросы, обсудить актуальные вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. А также определить пути их решения в предстоящем учебном году, ключевые точки развития системы образования республики.
Поздравляю Вас и весь учительский корпус города с началом учебного года!
Уважаемые коллеги! В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Лидер нации Н. А. Назарбаев определил главную задачу:
«Казахстан начала XXI века независим и уверен в себе. Наша задача – сохраняя все, чего мы достигли за годы суверенитета, продолжить устойчивое развитие в XXI веке».
Мы сегодня уже реально живем в условиях открытого общества, интегрированного в мировое пространство. Сложилась принципиально новая структура спроса на образование, которая немыслима без нового взгляда на образование, без нового отношения к Учителю, как к главному лицу в этой важнейшей сфере нашей жизни.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011- 2020 годы сформулированы требования к современному образованию. Сегодня мы переходим от количественного показателя к качественному развитию на всех уровнях образования.
Для обеспечения охвата детей дошкольным обучением и воспитанием по инициативе Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. была принята Программа «Балапан» на 2010-2014 годы. На сегодняшний день программа выполнена с опережением графика: охват детей составляет - 71,5%. По поручению Главы государства реализация программы продлена до 2020 года с целью обеспечения 100%-го охвата детей дошкольным воспитанием и обучением.
За время ее реализации рост сети дошкольных организаций составил более 4 тысяч единиц. Сеть частных садов увеличилась вдвое. Толчком для стремительного роста дошкольных организаций стало развитие государственно-частного партнерств и внедрение метода подушевого финансирования.

В настоящее время охват детей от 3-6 лет в сравнении с прошлым годом вырос на - 6,1% и составил - 71,5% (2011-65,4%), с 1 до 6 лет – 48,2 %.

Самые высокие показатели охвата дошкольными организациями: в Костанайской (100%), Карагандинской (97,8%), Павлодарской (95,6%), Западно-Казахстанской (95,3%) областях.
Низкие показатели охвата в связи с демографической ситуацией в Алматинской (55,9%), Южно-Казахстанской (58%) областях и г.г. Алматы (53,1), Астана (62,4%).
Сеть за полугодие 2013 года увеличена на 139 единиц (94 детских сада,45 мини-центров).
Анализ содержания дошкольного образования в республике предполагает повсеместное внедрение в дошкольных учреждениях трехъязычной (на казахском, русском, английском) системы получения знаний.
В настоящее время начата работа в данном направлении. Отобраны 200 детских садов, которые будут являться экспериментальными площадками по раннему изучению языков.
Среднее образование. Одним из стратегических вопросов интеграции в мировое образовательное пространство является переход на 12-летнюю модель обучения. Проект стартует в 2015-2016 учебном году. На сегодня определены концептуальные подходы функционирования 12-летней школы на основе международного опыта и опыта НИШ.
Подготовка перехода на 12-летнее образование осуществляется по трем основным направлениям:
Первое направление. Обновление содержания образования. 
Разработаны проекты государственных общеобязательных стандартов для начального, основного среднего и общего среднего 12-летнего образования, на основе международного опыта и опыта НИШ.
Начата разработка учебных программ и учебно-методических комплексов, с учетом развития функциональной грамотности школьников, на основе международных исследований РISA, TIMSS, PIRLS.
Второе направление. Подготовка кадров и повышение квалификации педагогов для 12-летней школы.
На сегодня в школах работают 290687 педагогов, среди них 1181 магистрантов. С открытием профильных школ потребность в магистрах составит 8227 (10% от общего количества педагогов в ПШ).
В связи с этим, в магистратуре госзаказ увеличен с 745 до 1182.
Третье направление. Обновление материально-технической базы организаций образования.
На сегодня из 6438 основных и средних школ имеют предметные кабинеты и мастерские: физики – 5112 школ, химии – 4650, биологии – 4518, универсальные учебные мастерские – 4247. Всего УПК (учебно-производственных мастерских) – 761 (город – 173, село - 588).
В 2013 году планируется закупить еще 570 кабинетов химии.

С 1 сентября 2013-2014 учебного года в школах страны начнется внедрение изучения английского языка с 1 класса. Это станет первым этапом внедрения полиязычного обучения. 

Успешно продолжается внедрение электронного обучения, развитие проекта «Е-learning»,к которому уже подключена 581 школа, до конца 2013 года будут подключены еще 578 организаций.

Необходимо отметить, что в школах города Астана достижение данного индикатора уже в 2012 году: составил 37,15%.

Достаточно высокие показатели внедрения системы e-learning наблюдаются в школах города Алматы (19,89%), Карагандинской (10,26%) и Павлодарской (10,47%) областей.

Обеспеченность в 2012 году 7 384 школ республики компьютерной техникой составила 221 030 единиц (100%).
Вместе с тем, требуют замены 21,2% (46 940) компьютеров.
Уровень обеспеченности доступа к интернет общеобразовательных школ составляет 99,4%.
В настоящее время на один компьютер приходится 13 учащихся, к широкополосному интернету имеют доступ 50 % школ.

Международный опыт показывает, что внедрение электронного обучения позволяет увеличивать успеваемость учащихся от 15% до 20%. Например, существует ряд исследований, доказывающих, что в США этот показатель достигает в среднем от 60 до 65% на всех уровнях образования.

По итогам 2012 г. в республике функционирует 7402 школы, подведомственные МОН РК, с контингентом 2 493 479 человек. За два года введены в эксплуатацию 184 новые школы (2011 год – 68, 2012 – 113 школ).

Для обеспечения улучшения качества среднего образования укрепляется материально-техническая база организаций общего среднего образования республики.

На 1 октября 2012 года 3202 (49,7.%) основных и средних школ республики оснащены кабинетами физики новой модификации, 1900 (29,5%) – кабинетами химии, 2553 (39,7%) – кабинетами биологии.

В 3898 школах имеются мультимедийные лингафонные кабинеты, в которых дети изучают казахский, русский и иностранные языки.
При республиканском показателе 39,6% низкая обеспеченность предметными кабинетами новой модификации по Акмолинской области - 24,5%, Алматинской – 27,6%, Жамбылской - 20%, Карагандинской - 35,9%, Костанайской - 34,7%, Кызылординской - 29,4%.

Сокращается число аварийных школ. Решение проблемы аварийных школ за счет республиканского и местного бюджетов снизило их количество от 254 организаций до 189 (2,5% от общего числа школ).

Вместе с тем в 92 школах республики (1,2%) занятие ведутся в 3 смены.

Наибольшее количество 3-х сменных школ: в Алматинской (50),Актюбинской (6), Кызылординской (7), Мангистауской (6), Южно-Казахстанской (4), Жамбылской (4) областях, в городе Астана и др.

Уважаемые коллеги! Программа поддержки одаренных детей реализуется через развитие сети специализированных школ для одаренных детей, имеющих высокие и стабильные результаты детей, проявляющих склонности и способности к интеллектуальной деятельности.
Победы наших учащихся на различных предметных олимпиадах и научных соревнованиях свидетельствуют о мировом признании казахстанского образования и являются одним из показателей его качества. Так, с 2012 года по 1 августа 2013 года школьники Казахстана на международных олимпиадах и соревнованиях стали обладателями 1778 наград:
(золотых медалей - 338, – серебряных - 575, бронзовых- 816, грамот - 49). За последние 5 лет они завоевали 4 181 награду мирового уровня.
Благодаря уникальной программе «Болашак», принятой по инициативе Президента, тысячи талантливых молодых казахстанцев продолжают получать прекрасное образование в лучших университетах мира.
Государство гарантирует функционирование малокомплектных школ (МКШ) для обеспечения права на получение бесплатного начального, основного среднего, общего среднего образования детьми, проживающими в населенных пунктах с малой численностью населения.


Сеть малокомплектных школ, составляет 4 145 (56%) от общего количества школ среднего образования республики, где обучается 49 893 (15,4%)учащихся, также является показателем создание условии доступности школьного образования в нашей стране.
Из них в типовых зданиях расположены - 2 386 МКШ (57,6%).
Обеспеченность столовыми составляет - 62,4%, спортзалами - 59%, кабинетами физики, химии и биологии - 59%.
В приспособленных зданиях расположены – 1 759 МКШ (42,4%).
В настоящее время функционируют 59 опорных школ – ресурсных центров, на базе которых консолидируются образовательные ресурсы близлежащих 203 МКШ для проведения краткосрочных сессионных занятий, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 
К 2020 году будет создано – 160 ресурсных центров.
В перспективе: 2 353 средние МКШ будут реорганизованы в основные МКШ. 
В Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования будут внесены дополнения с учетом особенностей подготовки кадров для МКШ (опыт Финляндии, где учителя специализируются по двум предметам).
В новом ГОСО для 11-летней школы в целях развития информационной, компьютерной грамотности, и подготовки детей к обучению в электронной среде, изучение предмета «Информатика» перенесено с 7 класса в 5 класс.
Это позволит реализовать задачу функциональной грамотности школьников, модульного подхода в учебном процессе, использования виртуальных учебных курсов, цифровых образовательных ресурсов и других средств электронного, дистанционного, он-лайн обучения на интерактивных технологиях.
С нового учебного года вводится интегрированный предмет «Человек. Общество. Право» с 9 класса.
В воспитании современного гражданина Казахстана в духе национально-культурных традиций, понимающего исторического корни своего народа, наравне с казахским языком, важную роль играют исторические дисциплины.
В рамках выполнения поручений Главы Государства (данных в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда») проводится работа по изменению содержания и формата преподавания истории в учебных заведениях, улучшению качества учебников.
Мы должны помнить, что именно учебник – источник интеллектуального и духовного развития школьника.
Поэтому необходима модернизация научно-методического обеспечения подготовки, экспертизы, апробации, мониторинга и издания учебной литературы.
В настоящее время для совершенствования системы разработки учебных изданий Министерством рассматриваются:
- создание «Школы авторов» и «Школы экспертов» на базе Республиканского центра «Учебник»;
- вступление в Ассоциацию по разработке учебников MATSDA (Кембридж) в целях изучения мировых стандартов книгоиздания, обучения и сертификации авторов и экспертов, участия в разработке и развитии критериев оценки знаний;
- организация и проведение обучающих сессий на базе Центра «Учебник» с выдачей сертификатов для экспертов и авторов учебной литературы;
- совершенствование требований к содержанию учебных изданий в соответствии с международными стандартами;
- поэтапное обеспечение сопровождения учебника электронным диском.
По предварительным данным обеспеченность учебниками 2-х и 9-х классов составит – 99,9%, на что выделены финансовые средства из местного бюджета более 8 млрд. 462 млн. 547 тг. (в 2012 году - 96%).
Создание инновационной и полиязычной модели образования осуществляется через расширение сети Назарбаев Интеллектуальных школ. В прошлом учебном году в стране функционировало 11 НИШ с общим контингентом 6 591 человек. По состоянию на 20 августа 2013 года открыты еще 4 Назарбаев Интеллектуальные школы (г.Павлодар -1, г. Кызылорда - 1, г.Атырау -1, г.Тараз -1). В 2014 году начнут действовать все 20 Интеллектуальных школ.
Принята новая Стратегия НИШ, которая позволит форсировать работу Назарбаев Интеллектуальных школ по повышению качества обучения на основе лучшего казахстанского опыта и международной практики.
По поручению Главы государства в 35 базовых школах реализуется внедрение современных методик и технологий с учетом передового опыта АОО НИШ. Руководители этих школ (70 человек) в этом году прошли стажировку в Великобритании на курсах «Лидерство в образовании».
Таким образом, при разработке новых учебных программ среднего образования, обновлен перечень учебных предметов, направленных на развитие практических навыков, методики преподавания дисциплин.
Вместе с тем, одновременно усиливается дисбаланс и разрыв в уровне знаний и успеваемости учеников между различными школами.
В результате неравного распределения ресурсов и возможностей, между городом и селом сегодня мы имеем дисбаланс в качестве обучения, что ежегодно демонстрируют нам как результаты PISA, так и ЕНТ.
В исследовании PISA Казахстан впервые принял участие в 2009 году, заняв 59 место среди 65 стран-участниц.
Последние результаты TIMSS знаний учащихся 4-х классов показали, что они значительно ниже предыдущих исследований: если в 2007 году мы заняли 5-ое и 11-ое места среди 36 стран, то в 2011 году – 27 и 32-ое места среди 50 стран.
Для повышения результативности казахстанских школьников в международных рейтингах Министерство ведет масштабную работу в рамках реализации программы «e-learning» и Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.
В 2013 году в процедуре Внешней оценке учебных достижений (ВОУД) приняло участие 429 организаций образования республики, в том числе 50 школ, работающих в режиме эксперимента по 12-летнему обучению, всего с контингентом - 24 601 человек.
Общий средний балл ВОУД по республике составил - 35,81. 
Результаты выше данного уровня показали учащиеся школ Акмолинской (45,70), Атырауской (42,63), Восточно-Казахстанской (40,37), Костанайской (40,19) областей и городов Алматы (49,92).
В остальных регионах выявлен уровень ниже среднего – менее 50% выполнения заданий. Разница между максимальным средним баллом в г.Алматы и минимальным- в Актюбинской области составляет 19,44 балла.
Сравнение итогов ВОУД за два года показывает снижение показателя текущего года по республике на 15,79 балла. Во всех регионах результаты резко ухудшились в среднем более чем на 10 баллов. Результаты ВОУД городских школьников превышают сельских на 3,95 балла.
Так, показатели учащихся Южно-Казахстанской области снизились на 31,26 балла (в 1,9 раза), Карагандинской – на 22,08 балла (1,7 раза), Жамбылской – 18,92 балла (1,5 раза), Западно-Казахстанской – на 18,15 балла (1,5 раза).
В Едином национальном тестировании (ЕНТ) 2013 года участвовало 95 тысяч абитуриентов или 96% от числа подавших заявление (в 2012 году 117 тысяч).
В этом году значительно улучшилось качество тестовых заданий. Об этом свидетельствуют итоги апелляций.
Всего было подано апелляций на 659 вопросов. Из них удовлетворено только 154 апелляции, что составляет 0,09% от всей базы тестовых заданий (в прошлом году – 169).
Средний балл по республике составил – 74,5. Он выше прошлогоднего на 3,5. Уменьшилось число не преодолевших пороговый уровень в 50 баллов на 14 тысяч человек.
Увеличилось на тысячу количество тех, кто набрал более 100 баллов (2013г.–10787, 2012г.–10127). А 7 выпускников набрали максимальные 125 баллов (2012г. – 3).
В ЕНТ 2013 года участвовал 4 441 претендент на «Алтын белгі», из них подтвердили свои знания и получили «Алтын белгі»– 1593 (35,87 %) уч-ся, в том числе:
с казахским языком обучения – 1 179, с русским языком - 390, с узбекским языком – 22 и с уйгурским языком обучения – 2. 
В 2012 году получили «Алтын белгі» 1 445 выпускников (25 % от общего количества претендентов).
Наибольшее число школ, выпускники которых получили низкие средние баллы по итогам ЕНТ 2013 года, приходится на Актюбинскую, Южно-Казахстанскую, Атыраускую, Мангистаускую, Алматинскую и Жамбылскую области.
Сравнительный анализ результатов ЕНТ-2013 в разрезе город/село показал, что средний балл выпускников сельских школ ниже городских на 8,74 балла.
В сравнении с 2012 годом отмечается рост среднего балла ЕНТ выпускников городских школ на 2,89 балла, сельских - 3,86.
Вместе с тем, по мнению экспертов и практических работников системы образования ЕНТ содержит ряд системных проблем:
1) узкий выбор предметов тестирования (4 обязательных и 1 по выбору) приводит к механическому заучиванию выпускниками тестовых заданий по 4-5 предметам, в ущерб остальным предметам школьной программы;
2) у вузов ограничена возможность качественного отбора абитуриентов, т.к. в ЕНТ предусмотрен лишь один профильный предмет.
Решением вышеуказанных проблем станет переход к двухэтапному тестированию, предусмотренный Госпрограммой развития образования.
Уважаемые коллеги! Равный доступ всех детей независимо от возраста, пола, национальностей, вероисповедания и состояния здоровья к получению качественного образования через развитие инклюзивного образования является одной из первоочередных задач государственной образовательной политики.
В настоящее время доля школ, создавших условия для инклюзивного обучения детей составляет 23 % (2011 г.-19,1%) от общего количества школ РК (1702 школы). В целом охват инклюзивным образованием в общеобразовательных школах составляет 20,2%.
Низкие показатели сети таких школ в Кызылординской области – 0,3%; ЮКО – 2%; г. Астана – 2,8; СКО – 3,4%, Алматинской – 4,3%, Павлодарской – 9%; Акмолинской – 9,6% областей.
Сегодня в сфере обеспечения прав и защиты интересов детей достигнут определенный прогресс. В стране создана правовая база в данном направлении.
Государство выплачивает пособие в размере 10 МРП на содержание каждого ребенка, находящегося под опекой. С 2011 по 2013 гг. из республиканского бюджета на эти цели выделено свыше 12 млрд. тенге. 19 700 детям начислено пособие на их содержание.
Вместе с тем, следует отметить, что в первом полугодии 2013 года 2 099 детям пособие не начислялось (по разным причинам).
Наибольшее количество таких детей в Акмолинской, Алматинской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях.
С июня 2012 года действует единый информационный интернет-портал «Усыновление в Казахстане», где размещается информация о детях, подлежащих устройству в семьи. Из 3234 детей, сведения о которых размещены на сайте, 88 детей уже устроены в семьи казахстанских граждан.
Наиболее целенаправленно эта работа ведется в Актюбинской, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Алматинской областях.
По сравнению с 2011 годом количество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях сократилось на 2 315 человек, количество организаций - на 16 единиц.
А также реализуется комплекс мероприятий по выявлению и профилактике насилия, жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. В областях проводятся республиканские акции «Детство без жестокости и насилия», «12 дней борьбы против эксплуатации детского труда», «Дети в ночном городе» и другие.
Для реализации прав детей на образование осуществляется подвоз учащихся к школе и организовано школьное питание.
В 2013 году в 6 183 (84%) школах республики организовано горячее питание для 1 929 785 (78,8%) детей.98% детей из социально незащищенных семей охвачены бесплатным горячим питанием.
Акиматами городов Астана, Алматы, Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областей организовано бесплатное горячее питание для всех учащихся начальных классов.
Для 29 707 (85,3%) школьников организован подвоз к школе.
Мониторинг готовности организаций образования к новому учебному году показал: из 7402 государственных школ на 29 июля т.г. получили акт готовности к новому учебному году 2851 школа или 38%. Уважаемые коллеги!
Перед системой технического и профессионального образования обозначена стратегическая цель – «модернизация системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграции в мировое образовательное пространство».
Виды и содержание образовательных программ приведены в соответствие с критериями Международной стандартной классификации образования (МСКО).
Одним из важных аспектов развития ТиПО стало создание в 2011 году НАО «Холдинг «Кәсіпқор».
В нашей стране элементы дуального обучения внедряются в 174 колледжах на основе двухсторонних договоров с охватом 45,8 тысяч студентов по рабочим профессиям (46,3 % от контингента по рабочим профессиям).
Большой опыт по внедрению дуального обучения накоплен в Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской, Южно-Казахстанской областях.
В 2010 г. уровень трудоустройства выпускников ТиПО по госзаказу составил 68,5%, в 2011 г. - 75,1%. В 2012 году выпущено 77,5 тыс. специалистов, из них трудоустроено 58,5 тыс. человек (75,5%).
Объем государственных расходов на развитие системы технического и профессионального образования существенно растет, что определяется образовательной политикой государства, значимостью данного уровня образования для развития экономики страны.
Вместе с тем, имеют место проблемы: низкий охват молодежи рабочими профессиями; не все желающие имеют возможность получить первую рабочую профессию из-за отсутствия равного финансового, программного, территориального доступа; охват молодежи типичного возраста бесплатным обучением в ТиПО составляет 7,5%.
Самый низкий в Алматинской области.– 4,4%, ЮКО - 5%.
В целях решения проблем следует обеспечить равный доступ населения к получению рабочей профессии, в том числе путем обучения первой профессии за счет увеличения государственного заказа и грантов работодателей, обеспечения выбора программ в зависимости от склонностей к труду и возможности проезда до места учебы.
В сфере высшего образования. В сентябре 2012 года Казахстан стал членом Европейского реестра обеспечения качества образования. Членами Европейской Ассоциации Университетов стали 6 казахстанских вузов.
А также вузы принимают активное участие в мировых рейтингах. В 2012 году 2 университета вошли в топ-400 рейтинга QS – ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (369) и КазНУ им. аль-Фараби (390). В этом году в рейтинге QS участвует 21 казахстанский вуз.
Кардинально пересматривается содержание педагогического образования. Вузами расширяется спектр новых образовательных программ с учетом лучшего мирового опыта.
Тем не менее, сохраняется тенденция массификации высшего образования. В Казахстане на 10 тыс. населения приходится 338 студентов. Это очень высокий показатель. Соотношение госзаказа и платного обучения в вузах составляет 25/75. Необходима дальнейшая модернизация. 
Вопросы воспитания. Сегодня необходимо к качеству содержания, форм, методов обучения добавить качество воспитания. Главная задача учительства страны, определенная Стратегией «Казахстан-2050»: воспитать гражданина, патриота своей Родины на основе формирования нового казахстанского патриотизма.
Однако уровень воспитанности детей, подростков и молодежи остается недостаточным: статистика свидетельствует о росте правонарушений в молодежной среде, случаях наркомании и суицида среди подростков. Этому способствует целый ряд причин, одна из которых - слабое научно-методическое обеспечение воспитательного процесса и недостаточный уровень профессионализма педагогов в области воспитания, а также слабая связь с родительской общественностью.
Одним из условий развития функциональной грамотности школьников является повышение качества и эффективности системы дополнительного образования. Оно обеспечивает развитие способностей и интересов личности, профессионального самоопределения детей.
В 2012 году педагоги и руководители организаций дополнительного образования впервые прошли стажировку во Франции, Германии, Чехии, Швейцарии и России.
Охват дополнительным образованием составляет 22,9 % (571001 школьников). В организациях дополнительного образования республики работает более 16,6 тысяч педагогических работников, из них 5,6 тысяч работают в сельской местности. Сеть организаций дополнительного образования составляет 641 (в 2011 г. – 621).
В Восточно-Казахстанской (4), Северо-Казахстанской (7),Южно-Казахстанской (6), Жамбылской (2), Кызылординской (1) областях открыты различные по видам внешкольные организации: дома школьников, центры творчества, станции юных туристов и техников, школы искусств.
В воспитании молодого поколения доминирующую роль играет классный руководитель. Наша задача сегодня – пересмотреть его функционал и создать новую модель классного руководителя современной школы.
О молодежной политике. Молодежь является стратегическим потенциалом современного Казахстана. За последние годы финансирование государственной молодежной политики увеличилось более чем в 10 раз и в текущем году составило более 1,5 млрд. тенге.
В Казахстане в ходе модернизации государственной молодежной политики целесообразным будет использование формы и методы, успешно применяемые в зарубежных странах.
Дорогие учителя! Сегодня Учитель становится ключевой фигурой совершенствования казахстанского образования. И главным отличием нынешнего подхода является то, что акцент сделан на его профессиональное мастерство. Статус педагогав обществе определяется его интеллектуальным, профессиональным уровнем, его личностными качествами. 
В связи с внедрением уровневого повышения квалификации с сентября 2012 года установлен новый вид доплаты учителям, прошедшим уровневое повышение квалификации и успешно сдавшим квалификационный экзамен, в размере от 30 до 100% от должностного оклада.
В 2013 году уровневыми курсами повышения квалификации будут охвачены 15 тысяч педагогов, из них 9700 педагогов – по третьему уровню, 2200 – по второму уровню, 3100 – по первому уровню.
В 2014 году планируется провести курсы для 37830 учителей,
в 2015 году – для 60076 учителей.
Кроме того, Министерством разработан механизм подушевого финансирования, также предусматривающий повышение заработной платы педагогических работников и внедрение инструментов стимулирования работников, что позволит дифференцировать оплату труда по его результатам.
Однако сегодня существует объективная необходимость в активизации работы методической службы, что обусловлено такими факторами, как: модернизация социальных функций учителя, руководителя, методиста; изменения в содержании образования; расширение информационного пространства; переход на новую модель обучения по программе 12-летней школы.
Сегодня прилагаются большие усилия для привлечения педагогов для работы в сельских школах. Социальные пакеты включают в себя бесплатное жилье, а также льготные кредиты.
Несмотря на эти меры, в большинстве сельских регионов доля учителей высшей категории (в среднем 10,4%) более чем в 2-3 раза ниже, чем в городских школах (в среднем 22,4%). А число учителей без категории выше аналогичных показателей в городе.
Нужны системные меры, что преломить данную ситуацию. По опыту ведущих стран мира, вместо концентрации наиболее сильных учителей в лучших школах, необходимо развивать практику направления их в наиболее слабые школы для выравнивания общей картины.
Кроме того, остаются актуальными вопросы кадрового восполнения педагогического состава.
Уважаемые коллегии,
За два года функционирования территориальные департаменты Министерства выявили существенные недостатки в деятельности детских садов, школ и колледжей.
В большинстве школ отсутствует системный внутришкольный контроль, что отражается в невыполнении требовании ГОСО РК.
С января 2013 года приостановлено действие лицензий 80 организаций образования (в т.ч. 47 школ), возбуждено 234 (в т.ч. 167 школ) дел об административном правонарушении.
Основными недостатками являются:
- несоответствие качественного состава педагогических работников квалификационным требованиям, предъявляемым к образовательной деятельности.
В 276 школах (Акмолинской-2, Актюбинской–8, Алматинской -144, Атырауской-3, Восточно-Казахстанской-56, Западно-Казахстанской-58, Костанайской-18, Северо-Казахстанской-17) областей доля учителей высшей и первой категории не соответствует нормативу 30%.
- не соблюдаются требования законодательства в области образования (п.1 ст. 51 Закона РК «Об образовании») о том, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие специальное педагогическое образование.
В ходе мониторинга и контрольных мероприятий выявлено 2 тысячи учителей школ без педагогического образования, а также выявлено более 7 тыс. учителей неспециалистов.
- низкая обеспеченность фонда учебной, учебно-методической литературой;
В 15 школах Жамбылской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областей необеспеченность литературой в соответствии с нормативами;
- недостаточная оснащенность материально-технической базы организаций образования.
Остается низким качественный состав учителей в малокомплектных школах
в Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской областей.
На местах необходимо принять действенные меры по указанным недостаткам.
В заключение хочу сказать, учитель всегда должен помнить, что он руководит неповторимым, ни с чем несравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности. А для этой миссии он должен постоянно совершенствовать свое мастерство, используя новейшие достижения педагогической науки и передовой практики.
Уважаемые коллеги! 1-го сентября, в День Знаний, нами рекомендовано провести во всех организациях образования первый урок на тему: «Стратегия «Казахстан - 2050»: один народ – одна страна - одна судьба»». Содержание этого урока должно быть акцентировано на осознание общности исторического прошлого всех казахстанцев, их общего вклада в создание стабильного, сильного и успешного государства, формирование гражданской идентичности, межнационального согласия.
«Стратегия «Казахстан-2050» – это ответ на вопрос, кто мы, куда идем и где хотим быть к 2050 году. Уверен, что молодое поколение интересует именно это...», - говорил Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года.
Важно, чтобы по итогам этого урока каждый учащийся осознал ответственность и причастность за будущее своей Родины.

Мы уверены учительский корпус города Алматы приложит все усилия для достижения этих целей.
С началом учебного года, уважаемые педагоги!
Желаю творческих успехов в вашем благородном деле!

Спасибо за внимание!

Материалы подготовлены Департаментом
дошкольного и среднего образования МОН РК

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Официальный сайт президента

Официальный сайт президента Республики Казахстан

Государственный Флаг РК

Прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца, под которым - парящий степной орел

Государственный Герб РК

Имеет форму круга и представляет собой изображение шанырака...

Государственный Гимн РК

Государственный гимн Республики Казахстан

Получить кредит нaличными без зaлогa Buy tramadol online
Buy xanax online